Главная » Функциональная грамотность
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
Федеральные документы
Региональные документы
Муниципальные документы
Школьные документы
Приказ МБОУ СОШ №4 от 18.10.2024 г. № 445-осн "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ №4 в 2024-2025 учебном году"
Информационные ресурсы
Публикации новых методических изданий ГБОУ ИРО Краснодарского края. С их электронными вариантами можно ознакомиться в разделе «Научно-методическая работа» (подразделы «Методическая работа», «Методические пособия»): http://iro23.ru/metodicheskie-posobiya:
1. «Функциональная грамотность школьников: проблемы и эффективные практики» (сборник материалов под общей редакцией А.В. Чесноковой. Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021. – 186 с.)
Сборник содержит материалы из опыта работы учителей русского языка и литературы, математики, физики, информатики, начальных классов по формированию читательской, финансовой и естественно-научной грамотности как составляющих функциональной грамотности школьников. Особый интерес представляют описание методических приемов работы на уроках, фрагменты уроков и внеклассных мероприятий, анализ результативности технологий обучения. Пособие ориентировано на педагогических и руководящих работников образовательных организаций. Ссылка для скачивания: http://iro23.ru/sites/default/files/2020/sbornik_funkc.gramotnost_28.10.21.pdf
2. «Методическое сопровождение ФГОС: особенности изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний слов в начальной школе (принцип двусторонней дифференциации) (учебно-методическое пособие, автор-составитель - Костровская Е.Н., Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021. – 84 с.)
Издание предназначено для учителей начальных классов. Цель пособия – оказать помощь педагогам в организации повседневной практической работы на уроках русского языка в начальной школе с трудными и труднопроверяемыми словами. Основной задачей является знакомство учителей с системой изучения и написания таких слов по актуальной методике Л. В. Савельевой. Ссылка для скачивания: http://iro23.ru/sites/default/files/2020/posobie_kostrovskoy_e.n.pdf
3."Создание векторных иллюстраций графическими средствами программы MS Office PowerPoint" (методическое пособие Стрельниковой В. В., Армавир - Краснодар, 2021. – 164 с., ил.)
Материалы методического пособия могут быть полезны педагогам дошкольного, дополнительного образования, учителям начальных классов при проведении практикумов, лабораторных работ, организации самостоятельной работы учащихся, осуществлении проектной деятельности. Иллюстрации пособия, инструкции и рекомендации по созданию авторских картинок могут быть использованы в оформлении презентаций, пособий, дидактических и наглядных материалов, стендов, конспектов уроков, сценариев мероприятий, создания фонов, текстур, шаблонов, страниц сайтов, коллажей, рамок, при подготовке инфографики педагогическими работниками, учащимися, студентами.
Ссылка для скачивания: https://disk.yandex.ru/d/WwRwJFmrdXShAA
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
- Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
- Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
- Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
- Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
На федеральном уровне предлагаются следующие ресурсы, включающие фиксацию частоты посещений:
- электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru (для учителей и обучающихся);
- ресурсы ФГБУ "Федеральный институт педагогических измерений», открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся (7-9 классы), сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности": https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti;
- банк заданий сетевого комплекса информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/), который включает в себя материалы для обучающихся 5-9 классов и учителей по следующим направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции, финансовая грамотность, креативное мышление.
На сайте ГБОУ ИРО КК на кафедре естественнонаучного, географического и экологического образования размещены краевые сборники
(http://iro23.ru/?page_id=5155):
- «Сборник лучших практик организации внеурочной деятельности, направленной на развитие мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла»;
- «Сборник материалов по формированию функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла»;
- «Сборник лучших практик по формированию естественнонаучной грамотности. Сборник материалов победителей и призеров конкурса «Технологии формирования естественнонаучной и математической грамотности школьников».
Информационные материалы доступны для скачивания по ссылке: https://minobr.krasnodar.ru/presscenter/news/uroven-funktsionalnoy-gramotnostishkolnikov-odin-iz-pokazateley-kachestva-obrazovaniya/
|